На заседании мобильной группы муниципальной инновационной площадки «Эффективные практики в контексте инновационной деятельности учреждения дополнительного образования: исследование, внедрение, сетевая реализация» методического объединения социально-гуманитарной направленности под руководством методиста Чепенко Л.А. обсуждалась целесообразность применения технологии интегрированного обучения при планировании учебного процесса.
В своем выступлении методист подчеркнула, что основные цели этой технологии создать условия для формирования у детей целостного восприятия мира через объединение знаний из различных учебных дисциплин, развитие системного мышления учащихся, формирование межпредметных связей и комплексного подхода к решению задач, обеспечение глубокого понимания взаимосвязей между различными областями знания.
Систематизация знаний: Объединение информации из разных предметов в единую систему, что способствует лучшему усвоению материала.
Развитие критического мышления: Способствование развитию умения анализировать информацию с разных точек зрения, делать выводы и принимать решения.
Формирование умений и навыков: Развитие практических навыков применения знаний в реальной жизни, а также развитие творческих способностей.
Мотивация к обучению: Повышение интереса к учебе за счет использования интересных и актуальных тем, которые охватывают несколько предметных областей одновременно.
Разностороннее развитие личности: Создание условий для всестороннего развития личности обучающегося, включая интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие.
Подготовка к самостоятельной деятельности: Развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, решать проблемы и принимать ответственные решения.
Усиление практической направленности образования: Интеграция теоретических знаний с практическими навыками, что позволяет учащимся лучше понимать применение изучаемого материала в реальных жизненных ситуациях.
Таким образом, технология интегрированного обучения направлена на создание более эффективного образовательного процесса, который помогает ученикам не только запоминать факты, но и понимать их значение и взаимосвязи, что делает обучение более осмысленным и полезным.
Требования к структуре интегрированных занятий
Четкость, компактность, сжатость учебного материала. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии.
Основные характеристики интегрированных занятий
- Соединение разных предметов. На одном занятии рассматриваются темы, связанные с несколькими дисциплинами одновременно. Например, тема экологии может быть рассмотрена с точки зрения биологии, географии и обществознания.
- Комплексный подход. Занятия строятся таким образом, чтобы учащиеся могли видеть взаимосвязь между различными областями знаний и использовать эти связи для решения задач.
- Разнообразие форм и методов. Интегрированные занятия часто включают в себя активные методы обучения, такие как проектная деятельность, групповая работа, дискуссии, эксперименты и т.д.
- Развитие критического мышления. Учащиеся учатся анализировать информацию, делать выводы и синтезировать данные из разных источников.
- Актуальность и практичность. Темы занятий выбираются с учетом их значимости для повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности учащихся.
В практической части заседания педагоги конструировали занятия с использованием технологии интегрированного обучения
Педагоги Ерушова О.М, Шмачина О.Л. разработали конспект проведения интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа 5-6 лет). Тема занятия: Проведение интегрированного занятия «Грибы – съедобные и ядовитые» по познавательному развитию и развитию речи с включением презентации на интерактивной доске.
Образовательные области: «Познавательное развитие» (Экологическое воспитание и Формирование элементарных математических представлений) и Развитие речи (Развитие речи и Художественная литература)
Цель: Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах
Закрепить представления детей о грибах: их внешнем виде, уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Закреплять умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение.
Педагоги Краснихина Н.В., Артемьева А.Н. составили конспект интегрированное занятие «Час веселого счета» «Happy counting hour»
Цель: Развитие навыка устного счёта на английском языке, активизация лексики, связанной с математическими операциями (сложение, вычитание) и числами.
Образовательные области. Речевое развитие: активизация словаря по теме числа и счет, развитие умения понимать и использовать простые фразы на английском языке. Развитие навыков счёта и математической логики. Формирование понимания последовательности чисел.
Таким образом, занятие "Весёлый счёт" интегрирует несколько образовательных областей, обеспечивая комплексное развитие ребёнка.