В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Для реализации познавательной и творческой активности учащегося в учебном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняются стандарты, требования и соответственно это не может не отразиться на профессиональной деятельности педагога. Педагоги обязаны следить и успевать за происходящими изменениями и соответственно заниматься поиском и применением новых педагогических технологий образования, которые помогут достичь максимально положительного результата педагогической деятельности и приведут к более успешному обучению. Поэтому современное образование уже невозможно представить без использования современных инновационных педагогических технологий.
Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей. Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии:
- Проектная работа (Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.)
- Игровые технологии (Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.)
- Дистанционное обучение (Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.)
- Интерактивные технологии (Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Это могут быть Мастер-класс, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, деловые и ролевые игры, ИКТ, дистанционные технологии, кейс-технология, тренинги)
- Портфолио (Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.)
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
В этом году в ЦДОдД начала свою работу городская научно-методическая лаборатория по теме «Применение инновационных педагогических и цифровых технологий как способ повышения качества дистанционного дополнительного образования». Реализация работы лаборатории будет проходить в три этапа. Первый этап теоретический. В рамках первого этапа проходит сбор и изучение научной и нормативной литературы, изучение опыта учреждений дополнительного образования, анкетирование педагогов.
Всего в анкетировании принимали участие 21 педагог дополнительного образования из 25, что составило 84%, и 1 концертмейстер из 3, что составило 33%.
Было предложено 10 вопросов.
Анализ анкет показал, что в мессенджерах умеют работать все педагоги.
Онлайн-ресурсы, которыми пользуются педагоги, названы Skype, Вайбер, Ватсап, площадка Zoom, частично Google Meet.
На вопрос: Проводите ли вы видеозанятия, ответили Провожу – 12 чел, не провожу – 11 чел. Здесь указывались причины: Не умею, нет технических условий, либо используют готовые видеоролики, записи мастер-классов и др.
На вопрос: С помощью каких программ вы создаете видеозанятия? Ответы были соответственно: Не владею, либо записывают на камеру, либо используют Zoom, Вайбер, Ватсап, такие программы как InShot, Sony Vegas Pro
Далее был вопрос: Проводите ли вы монтаж видеороликов? Здесь опять аудитория разделилась, 50% умеют, 50% не умеют. Ну и те, что умеют используют различные программы (InShot, Sony Vegas, Movavi Video Converter Hremium, Movavi Video Editor Plus, Movavi Clips, BeeCut, Video Pad другие)
По вопросу об инновационных образовательных технологиях, честно говоря, удивительно, что большинство педагогов не знают никаких технологий, некоторым известно, что существуют проектные, игровые, исследовательские, здоровьесберегающие, ИКТ технологии.
Ну и интересны педагогам разные формы работы в дистанционном формате. О некоторых мы и поговорим сегодня.
Слово предоставляется Храмовой М.А. с темой «Педагогические технологии: вчера и завтра».
Теория это конечно хорошо, но без практики никуда. Поэтому сегодня познакомимся с опытом педагогов, которые владеют и умеют работать в дистанционном формате и с удовольствием поделятся опытом работы.